Некоторые из страховых компаний в нарушении Закона об ОСАГО продают полисы ОСАГО клиентам, у которых не пройден техосмотр (с 1 января 2012 года это запрещено).
С одной стороны, формулировка в Законе, действительно, очень неудачная и позволяет расширенное толкование:
Ст.15. п. 6.1. Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования.
Т.е., если автовладелец предъявляет просроченный талон ТО, то ему должны отказать в заключении договора ОСАГО…, а про случай, когда автовладелец вообще ничего не предъявляет в Законе ничего не сказано. Хотя указано, что такой талон автовладелец должен предоставить...
Но это казуистика, по сути всё понятно: нет техосмотра - отказ в заключении договора ОСАГО.
Начал порочную практику продажи ОСАГО без пройденного техосмотра "Росгосстрах" (он даже требует сразу оплатить прохождение техосмотра в "родственной" компании и выдает неподписанный (недействующий) талон ТО), потом к нему присоединились некоторые другие страховые компании. Кто-то из страховых компаний требует, чтобы автовладелец подписал некое обещание о том, что клиент пройдет техосмотр в ближайшие дни, кто-то просто вписывает в заявление на страхование выдуманный номер талона ТО.
Основной вопрос:
Какие негативные последствия возможны для автовладельца, который купил полис ОСАГО без пройденного техосмотра? Чем может это грозить автовладельцу?
Уже известно, по крайней мере, об одном случае, когда такой договор был признан недействительным судом по требованию прокуратуры. Учитывая "пассивность" многих государственных органов в преддверии выборов президента можно ожидать, что в ближайшем будущем количество таких требований прокуроров может значительно возрасти.
Вроде при таком раскладе автовладелец немного потеряет - ему вернут уплаченные деньги (или часть), а он должен будет вернуть полис ОСАГО. Но что будет, если за время действия "недействительного" полиса произойдет ДТП? Здесь автовладелеца могут обязать самостоятельно оплатить причиненный им ущерб, а размер ущерба, как правило, в десятки раз превышает стоимость полиса ОСАГО.
Полагаю, что можно с уверенностью рекомендовать автовладельцам не экономить на прохождении техосмотра - лучше пройти его заранее перед покупкой ОСАГО и быть уверенным, что всё сделал по Закону. Устные уверение страховых компаний, что "он всё правильно сделал" в суде не будут иметь никакой силы…
С 1 января 2012 года обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) осуществляется ПОСЛЕ прохождения автомобиля обязательного технического осмотра.
Автовладелец при обращении в страховую компанию должен предъявить диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Страховая компания заносит номер ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ в страховой полис.
При отсутствии ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ страховая компания НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СТРАХОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ!
На нашей станции технического осмотра, для удобства автовладельцев, работают представители страховых компаний.
В ближайшее время мы планируем увеличить число компаний осуществляющих страхование автомобилей на территории пункта технического осмотра.